Кому и зачем нужна риторика? 

Слово «риторика» чаще всего ассоциируется с риторическим вопросом — чем-то бессмысленным и подчас раздражающим. И уж совершенно точно это слово не звучит как что-то, чем стоило бы заниматься в свободное от изучения математики и русского языка время. 

И тем не менее, социальный запрос на взращивание «искусства убеждать» очевидно появился. Зачем может пригодиться риторика, кому она нужна и стоит ли её изучать в школе — обо всём этом говорим сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов. 

Истоки красноречия

Вопрос «нужна ли нам риторика в образовании?» был решён ещё на заре человеческой цивилизации, в античной Греции. Система образования, сложившаяся в Древней Греции и эллинистических государствах в III веке до н.э., складывалась из трёх степеней, последней из которых была как раз-таки риторика. Владение устной речью, умение переманить на свою сторону слушателей, внушив им доверие, считалось необходимой частью образования.

Похожим образом относились к риторике и в Средние Века. Первая ступень средневекового образования, тривиум, в обязательном порядке включала риторику (наряду с грамматикой и логикой). Риторика обучала человека не только складно излагать свои мысли вслух, но и составлять официальные документы письменно. 

К началу XIX века риторика потеряла свои позиции, в каком-то смысле став частью теорию литературы (т.е. стилистикой). Не считая труда Ломоносова, посвящённого риторике, в России не было соответствующих фундаментальных трудов на русском языке. 

До известного момента всё это компенсировалось тщательным домашним образованием российских дворян и строго регламентированными правилами коммуникации: с детства слыша диалоги взрослых, дети перенимали их навыки светского общения. 

Красивые слова

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/strelka/33460233361/sizes/l

В XX веке нормы русского языка сильно изменились, а сам язык впитал в себя множество оборотов и лексики, происходившей явно не из дворянских гостиных. Распространение и ускорение развития технологий также сделали своё дело: с одной стороны, язык сильно демократизировался, с другой — использование его зачастую неряшливо, и это проявляется в том числе и в том, как мы пишем в онлайн-пространстве. 

Масштаб проблемы становится более понятным, когда её снабжают конкретным примером. Как раз о таком ярком случае рассказывает педагог Ассоциации репетиторов Тимофей Евгеньевич, преподающий французский язык. 

«Я в 90-е годы работал журналистом во Франции, и по профилю работы мне приходилось брать интервью — в основном у французов, но в том числе и у русских, итальянцев, англичан. К своему огромному сожалению, я заметил, что русские говорят намного косноязычнее, чем французы. Единственный русский, который говорил внятно (из тех, у кого мне доводилось брать интервью), оказался потомком русских эмигрантов. Он родился во Франции и учился во французской школе. 

Когда я задался вопросом, а почему же так, мне рассказали, что у французов в школах преподают риторику. Её также преподают в некоторых институтах более серьёзно — в частности, в Высшей школе администрации (Ecole Nationale d'Administration).  На уроках риторики нужно учить и жесту, и этикету тоже. 

В античности риторика преподавалась наравне с математикой — то есть, это такая же «математическая» дисциплина. И благодаря этому мы раскрываем полноту языка (подробнее об этом — в нашем материале «Культура речи» — прим. АР), мы как бы расчерчиваем его».

Красивые слова

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/kexino/3817567716/sizes/l)  

Одного лишь знания грамматики, считает Тимофей Евгеньевич, недостаточно, чтобы считать, что мы владеем языком. 

«Мы учимся говорит,  мало выучить язык «на бумаге». Нужно выучиться произносить написанное. Даже простые фразы — и это очень заметно при изучении иностранного языка — необходимо просто-напросто произносить вслух. Можно написать их десятки раз, но когда речь заходит о коммуникации, мы немеем. Этому не учат, не учат интонации, подаче». 

Слушайте все!

«А зачем вообще учить красноречию тех, кому публичная коммуникация не пригодится?» — справедливо спрашивают любопытствующие. «Я вот буду работать программистом, смотреть в экран и писать код, мне-то зачем эти все познания?». 

Оставив в стороне собственно программистов, вспомним ситуации, когда выступать перед аудиторией всё-таки нужно: 

— ответ у доски в классе (трясутся колени, дрожит голос); 

— устный экзамен; 

— собеседование при приёме на работу (его часто проводит несколько человек одновременно); 

— общение с заказчиком (со стороны которого несколько человек одновременно); 

— презентация чего угодно где угодно; 

— передача навыков в формате семинара. 

И это только то, что может случиться с кем угодно. А что уж говорить о людях, которым приходится иметь дело с постоянной демонстрацией своих проектов — например, выступать на питчингах, рассказывать о достижениях в своей области на конференциях и так далее. 

«Моя сестра родилась и училась во Франции, и я спрашивал у неё, нравились ли ей уроки риторики в школе. Она сказала, что да: сначала ты боишься, у тебя трясутся колени, ты кусаешь ногти, для тебя это чисто физиологически очень стрессовая вещь — публичное выступление. Но этому можно научиться. Это как гимнастика, как геометрия. И это оказывает огромное положительное, в том числе и физиологически, воздействие на человека. 

Красивые слова

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/66851595@N04/6737398219/sizes/l

Нужно учить детей преодолевать страх публичных выступлений, — подчёркивает Тимофей Евгеньевич. — Нужно прививать им радость говорения, радость делиться словом и умением облекать мысль в слово на своём родном языке. Учить их убеждать словом. Не кулаками, не криком, а именно построением фраз — синтаксисом, фонетикой. И, разумеется, риторическими приёмами». 

Вопреки расхожему мнению, риторика — это не только инструмент, необходимый для разговора с большой аудиторией, это в первую очередь искусство коммуникации, позволяющее найти подход к тому, кто перед тобой. Будет ли это один человек, двое или больше — второстепенный вопрос. 

Основные задачи, которые учит решать риторика, таковы: 

  1. Проанализировать обстоятельства общения и выработать адекватное речевое поведение. 

  2. Уметь оценивать примеры успешного и неуспешного общения, вырабатывая на основе этих оценок свои собственные речевые паттерны. 

  3. Адаптировать речевое поведение к текущим условиям, выбрав наиболее подходящий подход. 

Красивые слова

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/sussexcounty4h/5405292492/sizes/l

Несмотря на кажущуюся мудрёность, это именно тот набор навыков, который в итоге помогает совершать меньше ошибок в общении и тем самым снизить количество переживаемого стресса. Более того, сама по себе риторика учит анализировать доводы оппонентов и анализировать их, чтобы прийти к консенсусу. А значит, и позволяет уйти от примитивного мировидения «чёрное-белое» и научает искать разные варианты решения одних и тех же проблем (в числе прочего — как отстоять свою точку зрения, не унизив оппонента и не поссорившись с ним). 

В конечном счёте, это именно то, что позволяет воспринимать происходящее вокруг в благостном свете, без перегибов в агрессию и негатив — ведь уметь общаться с самыми разными проявлениями действительности так, чтобы они тебя не задевали, значит контролировать её. 

Как и где учить(ся) риторике? 

Справедливости ради, риторика преподаётся в некоторых вузах. Ей в обязательном порядке обучают политологов, журналистов и других профессионалов, чьё ремесло связано с говорением. Это хорошая новость. 

Плохая — если в вашей программе риторики нет, то едва ли она там появится просто по вашему хотению. Однако наверстать упущенное возможно: для этого сегодня существует масса курсов, школ и — разумеется, — репетиторов. 

Красивые слова

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/cphhs/10301160525/sizes/l)  

«Курсы сторителлинга  — это попытка восполнить образовательную лакуну», — считает Тимофей Евгеньевич. «Нужно приветствовать это (с одной стороны) — это свидетельствует, что этот навык более чем востребован. С другой стороны, я не вправе оценивать качество этих курсов. Но это говорит нам, что спрос есть — значит, есть люди, которые понимают, за чем именно они идут на эти уроки».

«По моему глубокому убеждению, сферу применения навыков, полученных на уроках риторики, быстрее всего описать словом «везде». Мне действительно кажется, что это так: нам постоянно нужно кого-то в чём-то убеждать. Убеждать родных поступить так, как мы хотим. Убеждать работников сферы обслуживания, что им нужно сделать, как нам надо. Деловым людям постоянно нужно иметь дело с деловой коммуникацией, с интервью, докладами. А про политиков и чиновников я и вовсе молчу. Что бывает, когда они не умеют пользоваться языком, очень легко узнать с помощью гугла — он изобилует всевозможными роликами на заданную тему». 

И если по прочтении вы вдруг со всей отчётливостью осознали, что вам необходимо обучиться риторике, напоминаем, что ничего проще придумать нельзя — для этого достаточно пройти по ссылке и выбрать подходящего преподавателя. 

Мудрая сова 12 июля 2019