Анадырь
8 800 200-99-33
пн-пт 17:00-24:00сб-вс 18:00-24:00
Об индивидуальных занятиях по математике и физике
Эффективность индивидуальных занятий с репетитором по большинству наук, подлежащих сдаче на вступительных экзаменах в различные ВУЗы, постоянно подвергается обсуждению и критике основными участниками процесса поступления/приёма (родители абитуриентов, руководители, преподаватели ВУЗов, репетиторы и др.). В первую очередь, это касается математики и физики, как наиболее распространённых и объективно наиболее сложных среди научных дисциплин вступительных экзаменов.

Существует два основных направления критики деятельности репетиторов.

1. Репетиторами являются, как правило, преподаватели ВУЗов, которые в дальнейшем всеми правдами и неправдами будут протаскивать своих учеников в ущерб другим более способным абитуриентам. Этот довод не раз приводил даже всеми уважаемый ректор МГУ Садовничий.

На мой взгляд, справедливости в этом доводе не много. Имея 25-ти летний опыт репетиторской работы и подготовки в различные в т.ч. уважаемые ВУЗы г.Москвы (МГУ, МФТИ, МИФИ, МГСУ, Московские экономические ВУЗы, Лесотехническая Академия и т.д.), могу утверждать, что для серьёзных учебных заведений, т.н. «протаскивание» в полном объёме носит крайне ограниченный характер. Причём, чаще всего такие случаи связаны либо с родственными отношениями руководителей ВУЗов, либо с влиянием высокопоставленных чиновников. Кроме того, по мере роста спроса на образование сложность протаскивания соответственно увеличивается. Соответственно, этот довод практически не имеет никакого отношения к деятельности репетиторов, а связан с обычным административным ресурсом, существующим где угодно. Другое дело, что существуют недобросовестные люди, как правило, преследующие свои материальные цели, пытающиеся спекулировать на своей якобы причастности к работе приёмных комиссий. Именно эти люди, а с их подачи также малоквалифицированные журналисты и раздувают тезис о повсеместной коррумпируемости приёмных комиссий.

2. Репетиторы подменяют глубокие знания натаскиванием, т.е. знаниями поверхностными, недолговечными.

Этот довод следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, существует большая группа крепких, в т.ч. технических, ВУЗов, где вступительный экзамен по математике, либо физике имеет чисто испытательную направленность. Т.е. от кандидата требуется продемонстрировать возможность усваивать определённый объем знаний и умение оперировать с некоторыми конкретными и абстрактными понятиями, делать самостоятельные, пусть и стандартные выводы. Причём, заведомо известно, что в дальнейшем математические методы исследований специалисту, например по ландшафтному дизайну или туризму, вряд ли потребуются. Поэтому от репетитора как раз и требуется добиться от абитуриента именно таких недолговечных, поверхностных знаний, которых, однако, должно хватить для уверенной сдачи экзамена.

При этом следует чётко понимать, что абитуриенты, поступающие в такие ВУЗы редко способны на большее.

С другой стороны, если школьник готовится поступать, например, на физфак МГУ, что по силам единицам, то с ним приемлемы совершенно иные методы работы, которыми владеют далеко не все репетиторы. Причём, такая работа может эффективно выполняться только теми репетиторами, которые сами могут не только решать, но и составлять очень сложные задачи.

Соответственно, и квалификация репетиторов, предлагающих свои услуги, в частности в Москве, значительно различается. Есть репетиторы, которые способны подготовиться заранее и объяснить известный материал, их уровень мало отличается от уровня среднего школьного учителя. Эффективность работы таких репетиторов определяется только преимуществами индивидуального подхода и дополнительным временем обучения, особенно, если обучаемый выполняет домашнее задание.

Репетиторы более высокого уровня квалификации дополнительно могут решать задачи невысокого уровня сложности «с листа», т.е. без предварительной подготовки.

И, наконец, наиболее квалифицированные репетиторы способны решать с листа большинство задач повышенной сложности и быстро разобраться в уникальных очень сложных задачах. При этом решение большинства часто встречающихся задач они просто знают. Тем не менее, ни один человек не может помнить досконально решение всех задач элементарной математики и физики. И ценность работы такого репетитора с учеником, как раз и состоит в том, что ученик видит, как на его глазах рождается решение, заранее не известное решающему. Причем, ученик вовлекается в творческий процесс решения задачи. Такие репетиторы способны добиваться наиболее существенных результатов и работать с абитуриентами с различной степенью подготовки. Подобных специалистов среди практикующих репетиторов не более 5%. Так, автор данной статьи считает, что имеет право причислять себя к этой группе репетиторов, поскольку сам являлся победителем областных олимпиад по математике и физике, закончил физический факультет МГУ, сочинил несколько сложных задач по математике и физике, имеет огромный опыт преподавания, высокий уровень научной и педагогической квалификации. По мнению автора, эффективное преподавание математики и физики не может быть достигнуто специалистом, знающим только один из предметов. Соответственно, одним из наиболее существенных недостатков школьного образования, как раз и является преподавание физики и математики учителями, слабо знающими параллельный предмет. Не удивительно, что большинство детей вне связи с теорией колебаний не знают, для чего нужна тригонометрия. Вне рассмотрения механики школьникам трудно понять, откуда берут начало дифференциальное и интегральное исчисление, и даже квадратные уравнения и т.д.

Поэтому, по мнению автора, репетиторы, преподающие один из предметов (математику или физику) не могут эффективно готовить абитуриентов к поступлению в наиболее сложные ВУЗы.

Иногда во время предварительной беседы с родителями абитуриентов меня спрашивают о загрузке на преподавательской работе. При этом, для многих наиболее приемлемым является ответ, что я очень сильно загружен, а репетиторством занимаюсь в качестве подработки. На самом деле качественная работа репетитором требует смещения приоритетов именно в её сторону. Трудно совмещать полноценное преподавание в серьёзном ВУЗе, научную работу, которой должен заниматься уважающий себя учёный, и репетиторство. Так, репетитору требуется посещать выставки и др. мероприятия, посвящённые проблемам образования, анализировать задания и результаты экзаменов в различных ВУЗах, особенно в тех, куда собираются поступать его ученики, анализировать результаты занятий с учениками и вносить коррективы в учебный процесс.

Теперь следует остановиться на самом главном. А зачем вообще нужны репетиторы? Ведь дети посещают школы, причём открылось очень много т.н. элитных частных школ. К сожалению, в настоящее время сложилась ситуация вопиющей безграмотности в области математики и, особенно, физики. И мой многолетний опыт общения со школьниками позволяет утверждать, что эта ситуация назревала в течение последних 20-ти лет и продолжает усугубляться. Основной причиной этого является деградация учительских кадров. В следствие низкой оплаты труда, на протяжение многих лет в учителя шли (и продолжают идти) наименее способные абитуриенты. После окончания педагогических ВУЗов, они приходили в школу и начинали передавать свои знания детям другого поколения, из которых наименее способные опять шли в учителя и т.д. В результате многие учителя Московских школ, в т.ч. тех, которые называют себя элитными, не могут решать без предварительного изучения задачи средней сложности, глубоко не владеют ключевыми понятиями, например, Законами Ньютона, теорией вращательного движения, методом математической индукции, теорией простых чисел, признаками делимости и т.д. Всё это усугубляется неумением привить ученикам даже простейших навыков устного и письменного счёта, алгебраических преобразований, преобразования и решения многоступенчатых дробей, простейших геометрических задач, особенно на построение, не говоря уже о задачах по тригонометрии, с логарифмами, с параметром и все, в т.ч. простейшие, задачи по физике. Особенно удручающе выглядит незнание значительной частью выпускников таблицы умножения.

В этой связи становится понятным, что без, пусть даже среднего репетитора, в условиях, когда родители самостоятельно не имеют возможности оказать помощь абитуриенту, в большинстве случаев школьник с обычными, а иногда и с хорошими способностями не получит по окончании школы достаточных знаний для поступления в средние, а тем более престижные, московские ВУЗы.

И в заключении об эффективности работы репетиторов.

Мой личный опыт, который совпадает с опытом других, знакомых мне достаточно квалифицированных репетиторов, свидетельствует о высокой эффективности наших занятий. Так, лично у меня, за последние три года из 26 абитуриентов в первый год поступило (в различные ВУЗы г. Москвы) 24 человека. Однако это совсем не значит, что все школьники, с которыми я начинал заниматься, поступили. Дело в том, что работа с репетитором – это тяжёлый каждодневный труд, который способны выполнить не все. Иногда на определённом этапе приходилось говорить родителям, что шансы на поступление у их ребёнка минимальны и лучше подыскать ВУЗ другого профиля. Или родители сами видели, что ребёнок не справляется и дальнейшая трата денег на оплату труда репетитора не целесообразна.

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Существование репетиторских услуг по математике и физике объективно определено низким уровнем преподавания этих предметов в подавляющем большинстве школ г. Москвы.

2. Как и в любом деле, квалификация репетиторов очень сильно дифференцирована. К репетиторам высокой квалификации следует отнести опытных преподавателей, имеющих учёные степени и звания, научные и педагогические труды, опубликованные, в т.ч. в Интернете, а также задачи собственного сочинения. При этом, важным требованием является знание, как математики, так и физики.

3. Эффективность работы квалифицированных репетиторов очень высока, однако залогом успешной работы является напряжённая работа школьника и контроль этой работы со стороны родителей.

4. Варианты с поступлением без надлежащих знаний и навыков за деньги в традиционно известные московские ВУЗы распространены менее значительно, чем это укоренилось в общественном мнении. Соответственно, большинство предложений такого рода основано на желании получения лёгких денег.
Лугин Владимир Григорьевич
http://palmira-57.narod.ru/stat/01.html
01.09.2007